«Мудрец — тот, кто достиг центральной точки Колеса и сподобился
Неизменной Середины, пребывая в неразрывном единении с истоком,
причащаясь его неподвижности и подражая его бездеятельному деянию».
Колесо - это жизненный цикл в его космическом выражении. Центр колеса символизирует наш мир, когда он был еще только идеей. Внутренний обод колеса - создание мира, внешний - материализовавшийся мир. Спицы колеса - это проводники энергии вселенной в материальный мир.
Песчаная скульптура "Колесница"
Колесо выступает также как солярный символ, на древнем этапе развития культуры солнце воспринимается в качестве колеса (впоследствии колесницы). В различных мифологиях распространен сюжет о единоборстве двух персонажей, воплощающих весну и зиму, в котором первый предстает в виде огненного колеса, катящегося с горы и убивающего своего противника. Во время праздников, приуроченных ко дню летнего солнцестояния, существовал обычай скатывать со склона холма огненное колесо.
Образ колеса существует в различных культурных и мифологических традициях. В видении Иезекииля мы находим беспрестанно движущееся колесо, исполненное глаз — символ божественного всеведения и всевидения. В йоге чакра («колесо») — это энергетический центр тела. В древнеиндийской мифологии чакравартин («вращающий колесо») — это правитель мира. В буддийской религиозной концепции возникает понятие «колеса времени», калачакры, которое передает тождество микрокосма и макрокосма, человека и вселенной. Таким образом, изменяя себя, человек изменяет мир. С калачакрой также связано и представление о цикличности времени (в Тибете — 12-летний и 60-летний календарные циклы). В изображениях Будды колесо символизирует его первую проповедь. Колесо бытия (бхавачакра) передает представление о цикле бесконечных перерождений, управляемых законом зависимого происхождения; в иконографии оно предстает как колесо, приводимое в движение чудовищем; его пять (иногда шесть) зон показывают состояния, в которые может быть перерожден человек. Вокруг обода бхавачакры помещаются 12 нидан («причин», «звеньев») сансары («круговорота (бытия)»), закона зависимого происхождения, или закона причинности; это цикл, исходным и конечным звеньями которого выступают неведение и смерть, может рассматриваться и в прямом, и в обратном порядке. Аналогичным образом, в орфических текстах концепция метемпсихоза, последовательного воплощения души в различных телесных оболочках, передавалась посредством метафоры «полного печали утомительного колеса», которого избежит посвященный.
Колесо также выступает в качестве элемента религиозного культа. Например, в ламаизме фигурирует молитвенное колесо — цилиндр, внутри которого помещаются полоски бумаги с текстами молитв.
Существуют свидетельства использования молитвенных колес другими народами, например японцами, древними кельтами и бретонцами, древними греками и древними египтянами. В даосском учении дао представляется осью, стержнем, полым центром втулки колеса: оно пусто, отъединено и недвижно-неизменно, Мудрец подобен дао: невидимо присутствуя в центре колеса, он движет его, не участвуя в движении и не видя в том нужды.
Колесо изображено ка картах 7 - Колесница и 10 - Фортуна.