С древнейших времен собака была верным другом человека: она помогала ему на охоте, охраняла его скот от хищников и жилище — от воров, играла с ребятишками, а народы Севера издавна использовали собак и в качестве ездовых животных. Неудивительно поэтому, что за собакой закрепилась позитивная символика преданности и верности. Острое природное чутье четвероногого друга сделало его эмблемой бдительности. У китайцев и японцев, высоко ценивших самоотверженность верного сторожа, собака — символ надежной защиты.
Собака символизирует формы жизни, которые, развивая собственное сознание, способны подняться до уровня человека. Собаки изображены на картах Шут и Луна.
Собака олицетворяет верность, бдительность, знатность, (собаки и соколы - эмблемы знати). Плутарх говорил, что собаки символизируют консервативное, бдительное, философское начало в жизни.
Тяньгоу, «небесный пес» в китайской мифологии, отвращает от людей все беды и напасти, его появление знаменует мир и спокойствие. Если же людям угрожает война, Тяньгоу заранее предупреждает их об этом, посылая на землю ослепительные болиды.
В буддизме Львиная Собака - страж Закона, недвижимое подчинение и подавление страстей через Закон.
У христиан собака означает верность, бдительность, супружескую верность. Как хранитель стада собака олицетворяет Доброго Пастыря, епископа или проповедника. Черные и белые собаки - знаки ордена Доминиканцев. Дело в том, что испанский монах Доминик основал в 1215 году монашеский орден доминиканцев, выполнявший обязанности инквизиции. Благодаря игре слов («Dominus» на латинском означает «Господь», «canes» — «собаки»), доминиканцев, неустанно преследовавших еретиков, прозвали «псами Господними».
У египтян - сокологлавый проводник к солярному богу, помогающий держать Солнце на верном пути. Посвящена Анубису, богу с шакальей или собачьей головой, и Гермесу, как богу-посланнику.
Однако в греческом языке термин циник (собака) носит презрительный оттенок, предполагает наглость, лесть.
В древних мифах и средневековых легендах особое место занимают предания о кинокефалах — людях с собачьими головами. Римский писатель и оратор Элиан Клавдий (II—III вв.) причислял к кинокефалам одно из индийских племен. Он отзывался о его представителях как о честных и добрых людях с головами собак, занимающихся охотой и скотоводством, вполне разумных, но лишенных дара речи и способных только рычать. Знаменитый венецианский путешественник Марко Поло (1254—1324), описывая жителей Андаманских островов, напротив, упоминает о кинокефалах как о диких и злобных людоедах с песьими головами. О кинокефалах писали и Плиний Старший, и Павел Диакон, и Адам Бременский, и другие известные авторы античности и Средневековья
В корейских мифах фигурируют «огненные собаки» пулькэ или хвагу, пожирающие солнце и луну. Они признаются виновниками солнечных и лунных затмений.
В скандинавской мифологии злобный гигантский пес Гарм, олицетворение разрушительных стихийных сил, сорвавшись с цепи, приковывавшей его к скале Гни-пахеллир, угрожает гибелью всему человечеству, но могучий Тор, спасая богов и людей, убивает чудовищного пса. В армянской мифологии аралезы, духи умерших собак, слетаются с неба на поля отгремевших сражений, усеянные трупами. Они зализывают раны убитых солдат, и некоторые из них оживают. В абхазских мифах встречается удивительное божество — повелитель собак. Алышкентыр вездесущ и наделен сверхъестественной силой. Разгневавшись, он способен в мгновение ока убить множество собак или напустить на них бешенство. Если же обратиться к нему с молитвой, Алышкентыр может наградить человека необычайно умной и преданной собакой.
Многие североамериканские племена индейцев почитали собак как священных животных, а ацтеки даже бальзамировали умерших собак.